РЕФРЕЙМИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ

Авторы

  • И. С. Нечитайло Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», Ukraine https://orcid.org/0000-0002-0656-0370

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1439.2016.2(25).78167

Ключевые слова:

когнитивный код, когнитивный ресурс, образование, рефрейминг, социально-педагогические технологии, фрейм.

Аннотация

Статья посвящена социологическому осмыслению рефрейминга как особой социально-педагогической технологии, суть которой состоит в воздействии на когнитивную систему обучающихся, в частности их когнитивные коды. Понятие когнитивного кода рассматривается во взаимосвязи с понятием когнитивного ресурса как скрытого фактора социального, в частности, социально-классового неравенства. Подчеркивается, что мощность данного фактора обусловлена спецификой самого образования, которая заключается в том, что образование оперирует преимущественно сложными кодами, способствуя тем самым воспроизводству социального неравенства, ограничивая шансы вертикальной социальной мобильности тех индивидов и групп, чьи когнитивные коды по своей структуре не соответствуют сложным кодам системы образования. Рефрейминг рассматривается как социально-педагогическая технология, ориентированная на когнитивное «подтягивание» обучающихся, чей социальный опыт привел к тому, что они в этом нуждаются для достижения успехов в образовании.

Библиографические ссылки

Osipov, A., and V. Tumalev. Sotsiologiya obrazovaniya v Rossii: Problemy i perspektivyi [Education sociology in Russia: problems and prospects] Sociologscheskiye issledovaniya 7 (2004): 120–127.

Gofman, I. Analiz freymov: esse ob organizatsii povsednevnogo opyta [Analysis of frames: the essay about the organization of daily experience]. Edited by G. S. Batygin and L. A. Kozlova. — M.: Institut sotsiologii RAN, 2003.

Manning, Ph. Erving Goffman and Modern Sociology. NY.: Polity, 1992.

Popova Z. D. Kognitivnayalingvistika [Cognitive linguistics] / Z. D. Popova. I. A. Sternin. — M.: Vostok-Zapad, 2007. — 314 s.

Goryunova, N. B. Operatsionalnyye deskriptory kognitivnogo resursa i produktivnost resheniya testovykh zadach i zadach-golovolomok [Operational descriptors of a cognitive resource and productivity of the solution of test tasks and tasks puzzles] Psikhologicheskiy zhurnal 22, no 4 (2001): 21–29.

Bernstayn, B. Klass, kody i kontrol: struktura pedagogicheskogo diskursa [Class, codes and control: structure of a pedagogical discourse]. M.: Prosveshcheniye, 2008.

Загрузки

Опубликован

2016-09-23

Выпуск

Раздел

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ