К ИСТОРИИ АВТОНОМИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Авторы

  • І. І. Шеремет Кафедра социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина к. 305, площадь Свободы, 4, г. Харьков, 61022, Украина тел.: (057) 707 54 05; +38 050 661 94 63 e-mail: s.grebennikova@karazin.ua, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1439.2018.1(30).145405

Ключевые слова:

автономия, университет, самоорганизация.

Аннотация

В статье анализируется научный дискурс автономии университета. Отмечается, что понятие «академическая автономия» рассматривается не только как символ университетской идентичности, который тесно связан с пониманием природы университета, его места в обществе, но и как базовый индикатор развития общеевропейского образовательного и научного пространства, как инструмент практического решения гибкого управления академическими структурами.
Отмечается, что первый университет, который был основан в Средневековье, возник как автономная организация. Показано, что такая форма организации научного сообщества продемонстрировала свое превосходство, вместе с тем такая модель университета имела и свои недостатки. Автономия университетов Нового времени формировалась в эпоху, когда создавались государства-нации. В основу формирования университета были заложены идеи немецких философов, которые и начали теоретический анализ понятия «автономия». Анализируется доктрина современной университетской автономии, которая активно обсуждается учеными. Особое внимание уделено анализу характеристики
понятия «автономия» в Законе Украины «О высшем образовании». Рассмотрены современные теоретические подходы к сущности феномена университетской автономии, показано, что университетская автономия рассматривается
исследователями в трех плоскостях: академической, политической и финансовой. Приведены основные классификации автономии, дана их характеристика. Различают академическую, процедурную и субстантивную автономию, сущность которой определяют через классификацию этого феномена. Другие исследователи выделяют содержательную, процедурную и организационно-структурную автономию. Исходя из мировой практики деятельности вузов, выделяют либеральную и центристскую модели университетской автономии. В зависимости от характера взаимоотношений с государством и особенностей финансирования выделяют рыночную, директивную и смешанную модели автономии университета.

Биография автора

І. І. Шеремет, Кафедра социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина к. 305, площадь Свободы, 4, г. Харьков, 61022, Украина тел.: (057) 707 54 05; +38 050 661 94 63 e-mail: s.grebennikova@karazin.ua

Канд. филос. наук, доцент кафедры социологии
Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина
к. 305, площадь Свободы, 4, г. Харьков, 61022, Украина
тел.: (057) 707 54 05; +38 050 661 94 63
e-mail: s.grebennikova@karazin.ua

Библиографические ссылки

Hessen, Serhey. 1995. Osnovy pedahohyky: Vvedenye v prykladnuyu fylosofyyu. Moskva: Shkola-Pressa.

Derryda, Zhak. 2003. «Unyversytet hlazamy pytomtsev». Otechestvennye zapysky. № 6: 96–103.

Kollynz, Réndall. 2009. Chetyre sotsyolohycheskye tradytsyy. Moskva: Terrytoryya budushcheho.

Humboldt, Vilhelm, 2002. «Pro vnutrishnyu ta zovnishnyu orhanizatsiyu vyshchykh naukovykh zakladiv u Berlini». Ideya universytetu: Antolohiya. Uporyadnyky: M. Zubrytska, N. Babalyk, Z. Rybchynska. Vidpovidalnyy redaktor M. Zubrytska. Lviv: Litopys.

Abramov, R. 2010. «Akademycheskaya avtonomyya na sluzhbe yntellektualov». Sotsyolohycheskyy zhurnal. № 3: 107–128.

Yaspers, Karl. 2006. Ydeya unyversyteta. Perevod s nem. T. V. Tyahunovoy. Red. perevoda O. N. Shparaha. Pod obshch. red. M. A. Husakovskoho. 159 s. Mynsk: BHU (Universitas).

Zakon Ukrayiny «Pro osvitu» URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2145–19

Опубликован

2018-12-22

Выпуск

Раздел

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ