К ИСТОРИИ АВТОНОМИИ УНИВЕРСИТЕТОВ
DOI:
https://doi.org/10.18524/2304-1439.2018.1(30).145405Ключевые слова:
автономия, университет, самоорганизация.Аннотация
В статье анализируется научный дискурс автономии университета. Отмечается, что понятие «академическая автономия» рассматривается не только как символ университетской идентичности, который тесно связан с пониманием природы университета, его места в обществе, но и как базовый индикатор развития общеевропейского образовательного и научного пространства, как инструмент практического решения гибкого управления академическими структурами.
Отмечается, что первый университет, который был основан в Средневековье, возник как автономная организация. Показано, что такая форма организации научного сообщества продемонстрировала свое превосходство, вместе с тем такая модель университета имела и свои недостатки. Автономия университетов Нового времени формировалась в эпоху, когда создавались государства-нации. В основу формирования университета были заложены идеи немецких философов, которые и начали теоретический анализ понятия «автономия». Анализируется доктрина современной университетской автономии, которая активно обсуждается учеными. Особое внимание уделено анализу характеристики
понятия «автономия» в Законе Украины «О высшем образовании». Рассмотрены современные теоретические подходы к сущности феномена университетской автономии, показано, что университетская автономия рассматривается
исследователями в трех плоскостях: академической, политической и финансовой. Приведены основные классификации автономии, дана их характеристика. Различают академическую, процедурную и субстантивную автономию, сущность которой определяют через классификацию этого феномена. Другие исследователи выделяют содержательную, процедурную и организационно-структурную автономию. Исходя из мировой практики деятельности вузов, выделяют либеральную и центристскую модели университетской автономии. В зависимости от характера взаимоотношений с государством и особенностей финансирования выделяют рыночную, директивную и смешанную модели автономии университета.
Библиографические ссылки
Hessen, Serhey. 1995. Osnovy pedahohyky: Vvedenye v prykladnuyu fylosofyyu. Moskva: Shkola-Pressa.
Derryda, Zhak. 2003. «Unyversytet hlazamy pytomtsev». Otechestvennye zapysky. № 6: 96–103.
Kollynz, Réndall. 2009. Chetyre sotsyolohycheskye tradytsyy. Moskva: Terrytoryya budushcheho.
Humboldt, Vilhelm, 2002. «Pro vnutrishnyu ta zovnishnyu orhanizatsiyu vyshchykh naukovykh zakladiv u Berlini». Ideya universytetu: Antolohiya. Uporyadnyky: M. Zubrytska, N. Babalyk, Z. Rybchynska. Vidpovidalnyy redaktor M. Zubrytska. Lviv: Litopys.
Abramov, R. 2010. «Akademycheskaya avtonomyya na sluzhbe yntellektualov». Sotsyolohycheskyy zhurnal. № 3: 107–128.
Yaspers, Karl. 2006. Ydeya unyversyteta. Perevod s nem. T. V. Tyahunovoy. Red. perevoda O. N. Shparaha. Pod obshch. red. M. A. Husakovskoho. 159 s. Mynsk: BHU (Universitas).
Zakon Ukrayiny «Pro osvitu» URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2145–19
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2018 Вестник Одесского национального университета. Социология и политические науки
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Правовласниками опублікованого матеріалу являються авторський колектив та засновник журналу на умовах, що визначаються видавничою угодою, що укладається між редакційною колегією та авторами публікацій. Ніяка частина опублікованого матеріалу не може бути відтворена без попереднього повідомлення та дозволу автора.
Публікація праць в Журналі здійснюється на некомерційній основі.
Після публікації автор має право опублікувати свою роботу в будь-якому іншому засобі масової інформації без дозволу редакції журналу, без посилання на журнал, але з повідомленням редакційної колегії журналу про публікацію своєї роботи в іншому засобі масової інформації.
Редакція має право віддати роботу автора на публікацію до іншого засобу масової інформації, але з дозволу автору.