СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИКАРПАТЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Авторы

  • О. В. Максимович Кафедра социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, директор Учебно-научного центра социологических исследований Прикарпатья ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника » ул. Шевченко 57, Ивано-Франковск, 76025, Украина, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1439.2018.1(30).145419

Ключевые слова:

подростковая молодежь, профессиональные ориентации, социально-статусные ожидания, приграничье.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования «Ценностные ориентации учащихся выпускных классов г. Ивано-Франковска», проведенного Учебно-научным центром социологических исследований Прикарпатья ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника» в рамках соглашения о сотрудничестве между Главным управлением образования и науки Ивано-Франковской областной государственной администрации и Прикарпатским национальным университетом, а также в рамках соглашения о сотрудничестве между Управлением образования и науки исполнительного комитета Ивано-Франковського городского совета и Прикарпатским национальным университетом и при финансовой поддержке Канадского института украинских исследований в 2015 году. Массив данных составляет 774 единицы анализа. Уровень достижения целевой группы составляет 68,7 %. Статистическая погрешность (с вероятностью 0,95) не превышает 1,98 %. Всего в опросе приняли участие ученики 28 школ города. Также в работе рассмотрены отдельные данные международного исследования «Молодежь на пограничье Центральной и Восточной Европы», проведенного 2015 году среди выпускников школ некоторых приграничных областей Украины, Польши и Венгрии. Представлены данные о професиональных ожиданиях подростков. Рассмотрены факторы и структура социально-статусных преференций подростковой молодежи. Выяснено, что социально-статусные ожидания подростковой молодежи в основном касаются управленческой деятельности, бизнеса, предпринимательства и менеджерской дея-
тельности среднего и высокого уровней управления, а инструментальными способами их достижения, по мнению опрошенных респондентов, являются прежде всего личностные качества («мягкие навыки»).

Биография автора

О. В. Максимович, Кафедра социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, директор Учебно-научного центра социологических исследований Прикарпатья ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника » ул. Шевченко 57, Ивано-Франковск, 76025, Украина

Канд. филос. н., доцент,
докторант кафедры социологии Харьковского национального
университета имени В. Н. Каразина,
директор Учебно-научного центра
социологических исследований Прикарпатья
ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет
имени Василия Стефаника »

Библиографические ссылки

Inglehart R. (1997) Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton Univ. Press [in English].

Sokurianskaia L. (2006) Studenchestvo na puti k drugomu obshchestvu: tcennostnyi diskurs perekhoda [Students on the Path to Another Society: the Value Transition Discourse]. Kharkov:

Kharkovskii natc. un-t im. V. N. Karazina [in Russian].

Sokurianskaia L., Arbjenina V. L. (2012) Ukrajinsjke studentstvo u poshukakh identychnosti:monoghrafija [Ukrainian Students in Search of Identity: Monograph]. Kharkiv: KhNU

imeni V. N. Karazina [in Ukrainian].

Shhudlo S. (2012) Vyshha osvita u poshuku jakosti: quo vadis [Higher Education in Search of Qality: Quo Vadis]. Kharkiv — Droghobych: Kolo [in Ukrainian].

Przybylski А. A (2017) Large-Scale Test of the Goldilocks Hypothesis: Quantifying the Relations Between Digital-Screen Use and the Mental Well-Being of Adolescents. Psychological

Science, 28(2), Р. 204–215. URL: https://doi.org/10.1177/0956797616678438

Ianovsjka T. A. (2016) Psykhologhichni osoblyvosti projavu konfliktnoji povedinky pidlitkiv iz nyzjkym rivnem samoocinky [Psychological Peculiarities of the Manifestation of Conflict Behavior of Adolescents’ prone to the Low Self-Esteem ]. Psykhologhija i osobystistj. № 1 (9). S. 93–108 [in Ukrainian].

Sokurianskaia L., Arbjenina V. L. (2000) Pidlitok u velykomu misti: faktory ta mekhanizmy socializaciji: kolektyvna monoghrafija [Teenager in a Big City: Factors and Socialization Mechanisms: a collective monograph]. Kharkiv: Vydavnychyj centr Kharkivsjkogho nacionaljnogho universytetu imeni V. N. Karazina [in Ukrainian].

Agamirian L. V. (2015) Dosugovye praktiki kak faktor sotcializatcii gorodskikh i selskikh podrostkov [Leisure Practices as the Factor of Socialization of the Urban and Rural Teenagers’]. Vіsnik Kharkіvskogo natcіonalnogo unіversitetu іmenі V. N. Karazіna. Serіia «Sotcіologіchnі doslіdzhennia suchasnogo suspіlstva: metodologіia, teorіia, metodi», 35. 92–98 [in Russian].

Agamiryan L. (2016) Practices of Leisure of Teenage Youth of Central and Eastern Europe’s Borderlands as a Space of Their Value Preferences Realization. Youth in Central and Eastern Europe. Sociological Studies, 2 (6). P. 51–65. [in English].

Popova I., Romanenko S. & Savchenko M. (2006) Starsheklassnik — 2006. Zhiznennye orientatcii i nastroeniia; sovremennaia semia: roditeli i deti [Senior Student — 2006. Life orientations and Opinions; Modern Family: Parents and Children]. Visnik Odeskogo natcіonalnogo unіversitetu. Serіia: Sotcіologіia і polіtichnі nauki, 11, 89–108 [in Russian].

Romanenko S. V. (2016) Zhiznennye plany starsheklassnikov Odessy (po rezultatam monitoringovogo issledovaniia) [Life Plans of High School Students in Odessa (according to the Results of Monitoring Research)]. Ukraїnskii sotcіologіchnii zhurnal: naukove, іnformatcіine vidannia, 1–2, 58–64 [in Russian].

Sokurianskaia L. G. (2015) Tcennostnye orientatcii podrostkovoi molodezhi pogranichia Tcentralnoi i Vostochnoi Evropy (po rezultatam mezhdunarodnogo issledovaniia) [Value Orientations of Adolescent youth in the Borderlands of Central and Eastern Europe (according to the Results of an International Study)]. Metodologiia, teoriia i praktika sotciologicheskogo analiza sovremennogo obshchestva, 251–258 [in Russian].

Опубликован

2018-11-04

Выпуск

Раздел

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ